СОВЕТЫ И ЛАЙФХАКИ

Всё о моторном масле

От правильного выбора моторного масла зависит долговечность двигателя внутреннего сгорания. Масло смазывает движущиеся и трущиеся друг об друга детали двигателя, тем самым защищая его от термических, механических и химических воздействий.

Выбирать моторное масло необходимо строго по рекомендациям автопроизводителя, указанным в книге по эксплуатации именно вашего автомобиля. Если книги по эксплуатации автомобиля у вас нет, тогда вы можете узнать необходимые параметры масла у официальных представителей марки или у официальных поставщиков запчастей для вашего автомобиля. Но помните, что масло подбирается не по марке автомобиля, а к данному двигателю. Один автопроизводитель может использовать разные двигатели в автомобилях своей марки.

Моторные масла различаются по типу (химическому составу), классу вязкости SAE, набору присадок API и ACEA, допускам автопроизводителей.

1. Химический состав масляной основы

Синтетическое моторное масло – субстанция, полученная путем химических реакций. В отличие от других видов масел, синтетическое масло не подвергается влиянию внешних факторов и не изменяется при длительной эксплуатации. Изначально, синтетическое моторное масло применялось лишь в авиации, потому что стойкий синтез не замерзает и не перегревается при крайних температурах и способен обеспечить стабильную работу двигателя в даже самых изменчивых условиях. Сейчас его используют и в автопроме, но стоимость синтетического масла выше стоимости других масел. Синтез не подходит для двигателей с большим пробегом. Если региону, в  котором вы проживаете, не характерна температура ниже -15°C, вы можете выбрать полусинтетическое или минеральное масло с необходимыми параметрами. Их просто придется менять чаще синтетического.

Полусинтетическое масло –  это минеральное масло (70%), в состав которого входят синтетические приставки (30%). Оно лучше минерального масла. И цена соответствует качеству. Полусинтетическое масло заливают в современные двигатели, когда повышается расход синтетического масла. В случае замены синтетического масла, вероятность подобрать масло с необходимыми параметрами среди полусинтетики выше, чем среди минеральных.

Минеральное масло – самое доступное моторное масло, полученное при высокотемпературной переработки нефти. От других масел отличается своей тягучестью. Подходит для автомобилей с пробегом более 150 000 км. Нуждается в замене каждые 10 000 км. Не устойчиво к высокой температуре.

Промывочное масло используется для промывки или очищения двигателя и других смазывающихся деталей. Промывают мотор, когда заменяют марку, производителя, вязкость или тип моторного масла. Очищают мотор от некачественного топлива, антифриза или масла, а также после любого вскрытия ГБЦ (головка блока цилиндров). Срок эксплуатации промывочного масла: одна заливка.

2. Класс вязкости SAE

Вязкость масла – это, простым языком, способность масла смазывать детали мотора и оставаться на их поверхности при изменении температуры.

«SAE» – это аббревиатура американской ассоциации автомобильных инженеров, разработавших классификации моторных масел по вязкости.

На этикетке или в характеристике моторного масла после аббревиатуры SAE идут несколько чисел, между которыми стоит буква W. Она говорит о том, что данное масло всесезонное.

Всесезонное моторное масло – не меняет вязкость при изменении температуры. Метка: SAE 5W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-50.

Первая цифра в метке обозначает низкотемпературную вязкость. От этой цифры нужно отнять 40 и вы получите минимальную температуру данного масла. Например, с маслом SAE 5W-30, двигатель заведется без проблем при температуре не ниже -35°C (5 - 40 = -35).

Второе число, идущее после буквы W, обозначает, наоборот, высокотемпературную вязкость. Самостоятельно расшифровать это число не получится. Одно известно: чем больше это число, тем выше вязкость масла в условиях высокой температуры. А какой именно показатель высокотемпературной вязкости подходит именно вашему двигателю, знает только производитель вашего автомобиля. Все необходимые показатели для вашего мотора прописаны в книге по эксплуатации, прилагаемой к автомобилю при его покупки.

Летнее моторное масло – гуще зимнего. Хорошо смазывает при высоких температурах, а при низких температурах – становится густым и перестает смазывать. Метка: SAE 30, SAE 40, SAE 50.

Зимнее моторное масло – менее густое, не вязкое. От теплоты становится жидким, не способным смазывать. Метка: SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W.

3. Набор присадок API и ACEA

Моторное масло – это смесь масла и присадок. Само масло масляное и способно смазывать; но его устойчивость к температурным и другим условиям, как и его способность эффективно защищать двигатель в этих условиях, определяет набор присадок, который входит в его состав. Присадки бывают вязкостно-загущающими, противоизносными, антиокислительными и другими. Каждый двигатель, будь то бензиновый или дизельный, требуют особый набор присадок в составе моторного масла. Поэтому, моторные масла, как и двигатели, подразделяются на бензиновые и дизельные.

Американский институт нефти (API) классифицирует масла следующим образом: «S» - моторное масло для бензинового двигателя, а «C» - для дизельного. Цифры и буквы, идущие после «S» и «C» обозначают год выпуска двигателя. Встречаются и моторные масла, которые можно применять для обоих видов двигателей. Пример обозначения универсального моторного масла: API SJ/Cf-4.

«ACEA» - это аббревиатура ассоциации европейских производителей. Европейская классификация масел тоже прописывается буквами и цифрами. Буквы (A, B, С, E) означают тип двигателя, а цифры (от 1 до 5) характеризуют масло. Чем больше цифра, тем лучше масло. Масла относительно нового класса «С» соответствуют жестким требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4.

*Автопром не стоит на месте и постоянно развивается, поэтому классы масел могут дополняться новыми.

Для дизельных двигателей

API

ACEA – легковые автомобили фургоны микроавтобусы

ACEA – тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов

SJ –  двигатель до 2000 года выпуска, это масло имеет более энергосберегающие свойства;

SL – двигатель до 2003 года выпуска, это масло дает возможность увеличить срок службы мотора;

SM – для двигателей с 2004 года выпуска.

B1- для двигателей с 1996 года выпуска;

B2- для двигателей с 1996 года выпуска;

B3- для двигателей с 1996 года выпуска;

B4- для двигателей с 1998 года выпуска;

B5- для двигателей с 2002 года выпуска.

E1- для двигателей с 1996 года выпуска;

E2- для двигателей с 1996 года выпуска;

E3- для двигателей с 1996 года выпуска;

E4- для двигателей с 1998-99 года выпуска;

E5- для двигателей с 1999 года выпуска.























Для бензиновых двигателей

API

ACEA - легковые автомобили, фургоны, микроавтобусы

CF – для двигателей с 1990 года выпуска;

CG-4  - для двигателей с 1994 года выпуска;

CH-4 - для двигателей с 1998 года выпуска;

CI-4 – для двигателей с 2002 года выпуска;

CJ-4 - для двигателей с 2010 года выпуска.

A1- для двигателей с 1996 года выпуска;

A2- для двигателей с 1996 года выпуска;

A3- для двигателей с 1996 года выпуска;

A4- для двигателей с 1998 года выпуска;

A5- для двигателей с 2002 года выпуска.


4. Допуски автопроизводителей

Моторное масло подбирают не по марке автомобиля, а к определенному двигателю. Для каждого двигателя, автопроизводители разрабатывают собственные стандарты и требования, которые потом выполняются изготовителями моторного масла. После успешного прохождения теста, изготовители масла получают разрешение (допуск) в виде сертификата, дающее право указать марку автомобиля и вид двигателя на этикетке масла. Каждый допуск на этикетке означает, что данное масло соответствует стандартам и требованиям марки и указанного двигателя. Все же, такие действия в большей степени предпринимаются в целях рекламы бренда масла. Поэтому, в первую очередь, следует обращать внимание на стандарты и требования к моторному маслу, прописанные автопроизводителями в книге по эксплуатации вашего автомобиля.

А что касается брендов моторных масел, то современный рынок представляет огромный выбор среди стран производителей, стандартов, цен и качества. Главное, не купить подделку. Канистра и крышка должны быть непрозрачными, с фирменными знаками бренда и выполнены без кривых швов. Дата изготовления должна быть пропечатана на канистре – не приклеена и не стерта.



  

  

  

Подводим итоги. Не бывает понятия плохое масло или хорошее (если только это не подделка, конечно). Ваше моторное масло то масло, которое соответствует критериям, указанным в книге по эксплуатации именно вашего двигателя. А что касается, новых двигателей или двигателей с большим пробегом, то выбирайте моторное масло для них согласно вышеуказанным рекомендациям.

Для качественного технического обслуживания вашего автомобиля, выбирайте профессиональных автомехаников в каталоге Ustabor.uz.