Как часто, читая автомобильные каталоги, инструкции к инструментам и автозапчастям, вы сталкиваетесь с непонятными языколомающими аббревиатурами и сокращениями типа ABC, CTPS или ГУР? Все ли эти значения вы можете расшифровать и понять?
Уверены, что не все – это сложно. Именно поэтому наши гуру автомобильного мира решили составить для вас полноценный словарь автомобильных технических сокращений и аббревиатур.
- 4 -
4WD (4 Wheel Drive) – все четыре колеса авто – ведущие.
4WS (4 Steering Wheel) – все четыре колеса авто – управляемые.
- А -
АВС (Active Body Control) — машина оснащена системой активного контроля кузовной подвески.
АВS (Antiblockier System) — система антиблокировки тормозов. Сохраняет управляемость и курсовую устойчивость авто при торможении, предотвращает блокировку колес. В нынешнее время такую систему можно встретить на большинстве современных автотранспортных средств. Ее наличие поможет даже новичку за рулем не допустить блокировки колес в аварийной ситуации.
АIRВАG – подушка безопасности, которая «выстреливает» при столкновении авто.
AMT (Automated Manual Transmission) — трансмиссия механическая автоматизированная. Механическая коробка передач, переключение передач происходит автоматически при помощи пневматики или электрики с автоматическим управлением сцеплением.
ARC — роботизированная система, активно контролирующая на поворотах кузовной крен автомобиля и заменяющая стабилизаторы поперечной устойчивости. Также изменяет параметры жесткости упругих гидропневматических или пневматических элементов. Бортовой компьютер считывает сигналы со всех датчиков авто (поворота руля, ускорений и т.д.) и на основании их анализа, осуществляет управление креном кузова.
AWD (All Wheel Drive) — полноприводное авто, у которого все колеса - ведущие. Такая маркировка означает либо постоянный, либо автоматически подключаемый полнопривод на все колеса.
- В -
BA (Brake Assist) EBA (Electronic Brake Assist) - электронная система, обеспечивающая экстренное торможение автотранспортного средства в критической, аварийно-опасной ситуации. Помогает водителю сохранить контроль над машиной. Реагирует на сильное резкое нажатие водителем педали тормоза.
BBW (Brake By Wire) — тормозная компьютерная система, следящая и руководящая процессом торможения. В ней отсутствует механическая связь между исполнительными механизмами автомобиля и тормозной педалью, на которой установлены датчики.
Bifuel — универсальный автомобиль, который может работать на двух видах топлива (например, бензин и газ).
Biturbo — система турбонаддува с двумя турбонагнетателями.
- С -
CAN bus — мультиплексная высокоскоростная линия передачи данных. Также используется для поиска и обнаружения любых внутренних автонеисправностей.
CBC (Cornering Brake Control) — электронная система, перераспределяющая тормозные силы по бортам автотранспорта.
CCB (Ceramic Composite Brake) — тормоза, изготовленные из композитной керамики.
CIDI (Compression Ignition Direct Injection) — дизельный двигатель с функцией непосредственного впрыска.
COMMON-RAIL — система питания дизеля с общей рейкой, работающая при высоких, более 100 МПа, давлениях. В ней топливо в общий аккумулятор-рейку подает насос высокого давления, а в двигатели цилиндра - форсунки с электронным управлением. Система улучшает мощность, повышает экономию топлива и обеспечивает уменьшение шума работы дизеля.
CTPS — контактный датчик, измеряющий давление в автошине. Дает информацию шоферу о состоянии давления каждой отдельно взятой шины автомобиля.
CVT (Continuously Variable Transmission) — вариаторная бесступенчатая трансмиссия.
- D -
DCG (Direct Shift Gearbox) — автоматическая коробка передач с параллельными ведомыми валами. В ней непосредственное переключение передачи достигается без разрыва мощности. Данная система разработана концерном Audi для всех фирменных автомобилей.
DOHC (Double Overhead Camshaft) — газораспределительный механизм с двумя валами в головке цилиндра. От коленчатого вала привод ГРМ выполняется при помощи ременной, либо цепной передачи.
DSC (Dynamic Stability Control) — электронно управляемая система динамического контроля для предотвращения опрокидывания и заноса автомобиля. Способна изменить тягу или применить торможение, на любом отдельно взятом колесе.
- Е -
EAS (Electric Steering Assist) — электроусилитель рулевого управления, работающий на бесщеточных электродвигателях. Руководствуется управляющими сигналами с компьютера системы рулевого управления.
EBD (Electronic Brake Distribution), EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung) — электронная система распределения тормозных сил. Осуществляет наилучшее тормозное усилие на осях, ориентируясь на конкретные дорожные условия: характер дорожного покрытия, скорость, перегруз автомобиля и так далее. Система наиболее эффективна на заднеприводном автотранспорте, так как используется, в основном, для предотвращения блокировки заднеосевых колес. Основное назначение системы - в момент торможения автомобиля равномерно распределить тормозные силы. Согласно физическим законам, при сильном воздействии нагрузка будет перераспределена между колесами задней и передней оси.
ECM (Electronic Control Module) — контрольный компьютерный блок-модуль управления двигателем.
EDC (Electronic Damping Control) — электронный амортизатор с постоянным контролем и регулировкой демпфирования.
ECS — электронная система управления жесткостью амортизаторов.
ECU (Electronic Control Unit) — электронный блок управления работой двигателя.
EDC (Electronic Damper Control) — электронная система регулировки жесткости амортизаторов и повышения комфортабельности при движении. Анализирует и сопоставляет данные по скорости и загрузке автомобиля, а также оценивает состояние полотна дороги. Иначе говоря, на благоустроенных ровных трассах EDC делает амортизаторы мягче, а на высокой скорости и неровных дорогах наоборот, прибавляет жесткость, чем делает сцепление с дорогой максимальным.
EDIS (Electronic Distributorless Ignition System) — электронная бесконтактная беспрерывательно-распредельная система зажигания.
EDL (Electronic Differential Lock) — cистема электронной блокировки дифференциала.
EGR — электронная система рециркуляции выхлопных газов. На определенных режимах работы двигателя подает часть отработанного газа обратно в цилиндры ДВС, чем снижает уровень выброса вредных веществ в атмосферу.
EHB (Electro-Hydraulic Brake) — электрогидравлика — тормозная гидравлическая система, в которой электрические сигналы управляют торможением.
EPB (Electronic Parking Brake) — стояночный тормоз с электронным управлением.
EON (Enhanced Other Network) — встроенный бортовой компьютерный навигатор, анализирующий обстановку на дорогах: пробки, строительные работы и, подсказывающий водителю о наилучшем выборе маршрута. В основном используется в Европе.
ESP (Electronic Stability Programm) — она же ATTS, ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSTC, DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung), VDC, VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) - система ПЗС, предотвращающая занос автотранспорта на крутых поворотах, опасных маневрах и так далее.
ETC (Electronic Throttle Control) — управляемая двигателем дроссельная заслонка с датчиками положения и электронным контролем. У нее отсутствует механическая связь с педалью акселератора.
ETS — система противобуксовки (ПБС) с электронным контролем сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием.
- F -
FCEV (Fuel Sell Electric Vehicle) — автотранспорт на альтернативном источнике энергии - топливных элементах, как правило, водороде. Из него, в ходе электрохимических реакций, выделяется ток, питающий и приводящий в действие трансмиссию автомобиля.
FWD (Front Wheel Drive) — переднеприводный автотранспорт.
GDI (Gasoline Direct Injection) — система питания ДВС, впервые в мире серийно запущенная в производство компанией Mitsubishi. В ней бензин впрыскивается в цилиндры двигателя при помощи двухрежимных форсунок. Отличается улучшенными показателями мощности, экономит топливо, дает меньше вредных выбросов в окружающую атмосферу. Способна работать на сверхбедных смесях, однако, чувствительна к качеству бензина.
- G -
GPS — наиболее известный автомобильный навигатор.
- H -
HDC (Hill Descent Control) — система электронного управления, применяемая на автомобилях повышенной проходимости. Регулирует и снижает скорость на спуске.
HEV (Hybrid Electric Vehicle) — гибридный автомобиль, в котором совмещены электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Современный HEV-транспорт примерно раза в два экономичнее обычных автомашин. Есть два вида «гибридов»:
параллельные — оба двигателя используются одновременно;
последовательные — привод колес идет от электродвигателя, а аккумулятор заряжает ДВС.
HID — газоразрядная ксеноновая лампа, более долговечная в использовании и дающая наилучшее, в сравнении с обычными фарами, освещение дороги.
HPI (High Pressure Injection) — оригинальная система впрыска топлива при высоком давлении.
HPU (Hybrid Power Unit) — силовая установка «гибрид».
HUD — главный дисплей.
HVAC (Heating Ventilation Air-Conditioning) — климатическая встроенная автотранспортная установка, предназначенная для охлаждения, обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха в машине.
- I -
IC - engine (Internal Combustion engine) — двигатель внутреннего сгорания.
- L -
LEV (Low Emission Vehicle) — автотранспорт со сниженными показателями выбросов вредных веществ в атмосферу.
LPG (Liquid Petroleum Gas) — автомобильное топливо — сжиженная газовая смесь пропана и бутана.
- M -
MPV (Multi Purpose Vehicle) — минивэн — многоцелевой автомобиль.
MTBE (methyl tetriary butyl ether) -— кислородосодержащая добавка к бензину, снижающая температуру горения и минимизирующая вредные составляющие в отработанных газах. Однако, не так давно обнаружились данные, что такая добавка вредна.
- O -
OBD (On-Board Diagnostic) — бортовая компьютерная система диагностики внутренностей автомобиля. Выдает сведения о неисправностях в виде кодов.
OHV (Overhead Valve) — газораспределительный механизм (ГРМ), в котором клапаны расположены сверху.
- P -
PCM (Power Control Module) — электронный контрольный силовой модуль-блок управления трансмиссией и системами двигателя.
PDC — система ультразвуковых датчиков, контролирующая процесс парковки автомобиля. Показывает расстояние от машины до разных объектов.
PEM (Proton Exchange Membrane) — протонно-обменная мембрана, предназначенная для извлечения кислорода из воздуха и получения электричества из водорода.
- R -
Run-Flat Tire — безопасная шина, на которой при проколе и в спущенном состоянии, возможно проехать некоторое расстояние в автомастерскую рядом с вами.
RV (Recreation Vehicle) — автомобиль для отдыха, на котором одинаково удобно ездить по любому дорожному покрытию. Имеет привод на все колеса.
RWD (Rear Wheel Drive) — автотранспорт с приводом на задние колеса.
- S -
SBW (Steering By Wire) — рулевое управление, в котором компьютером контролируется поворот колес. Поворот рулевого колеса дополнительно отслеживается датчиками.
SI (Spark Ignition) — искровое зажигание.
SUV (Sport Utility Vehicle) — автомобиль повышенной проходимости.
SVS — система Saab, регулирующая степень сжатия двигателя внутреннего сгорания, изменяя угол наклона блока цилиндров.
- Т -
TCM (Transmission Control Module) — электронный контрольный блок-модуль управления трансмиссией.
TCS (Traction Control System) — система электронного управления контроля тяги, следит за распределением крутящего момента в трансмиссии.
Tiptronic — автоматическая коробка передач с возможностью перехода на псевдоручное электронное последовательное (секвентальное) управление переключением передач.
TWI (Tread Wear Indicator) — индикатор износа рисунка протектора автошины. Выполнен в виде выпуклой фигурной стрелки с буквами TWI на канавочном слое шины.
- V -
Valvetronic — двигатель внутреннего сгорания от BMW, работающий на бензине. В нем нет дроссельной заслонки, а регулировка подачи в цилиндры топливно-воздушной смеси достигается с помощью специального механизма, путем изменения степени открытия впускного клапана.
VCS — автомобильная система радар-контроля, предупреждающая риск столкновения машин.
VIVTI — газораспределительный механизм для изменения фаз открытия и закрытия клапанов двигателя внутреннего сгорания. На разных режимах работы ДВС существенно улучшает его характеристики.
- Г -
ГУР — гидроусилитель руля, состоящий из насоса и шлангов. Облегчает повороты руля и колес на неподвижном автомобиле или автомобиле «обутом» низкокачественной резиной. Маловероятный для современных автомобилей минус ГУРа - при быстром вращении рулевого колеса, возможен перегрев насоса из-за того, что он может не успеть перекачать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении.
- Э -
ЭУР — электроусилитель руля. Различие с ГУРом в том, что вместо насоса, перекачивающего жидкость, стоит электромотор. В случае перегрева ЭУР отключается на 3-4 секунды, затем снова перезапускается.